«Аудиохрестоматия»

Наша миссия

«Аудиохрестоматия» ставит своей целью приобщить современных школьников к русской и мировой литературе и усилить консолидацию российского общества в сфере эстетической и духовной жизни на основе чтения как базовой национальной ценности и возрождения традиции выразительного чтения, знаковой для русской культуры.

Мы надеемся, что у проекта есть все шансы достигнуть этой цели, успешно решив следующие задачи:

1. Усиление значимости литературы как искусства звучащего слова и роли литературного образования в эстетическом и духовно-нравственном воспитании российских школьников.

В силу социально-исторических причин и литературоцентричности русской культуры литература как учебный предмет долгое время играла приоритетную роль в системе отечественного образования. В настоящее время ее роль в образовании, воспитании и жизни человека незаслуженно игнорируется, что ведет к снижению статуса предмета «литература» в школе и уменьшению в России интереса к проблеме чтения. А ведь именно в процессе литературного образования в наибольшей степени формируются ценностный компонент личности, развивается художественное и диалогическое мышление, гармонизируется концептуальное и образное восприятие мира, раскрываются и развиваются творческие способности. С этой точки зрения, создаваемый медиа-ресурс обобщает колоссальный пласт русской и мировой литературы в новом перспективном формате.

2. Возрождение традиции выразительного чтения, знаковой для русской культуры.

Для русской культуры и отечественной методики преподавания литературы выразительное чтение воплощало не только исполнительский характер литературы как искусства слова, но и отражало сакраментальную функцию произнесенного слова в духовной жизни русского человека. Жанр устного повествования, воплотившийся в форме былин, сказов и поучений, является традиционным для русской культуры. Формат «Аудиохрестоматии» позволяет преодолеть культурную дистанцию между сегодняшним днём и временем написания литературных произведений. Возрождение традиции выразительного чтения способствует реализации эстетической функции литературы и актуализирует художественные тексты в сознании современного школьника.

3. Повышение мотивации современных школьников к чтению художественных произведений и актуализация потребности в диалогическом освоении искусства.

Выразительное чтение художественного текста является одной из форм художественной интерпретации литературного произведения. Участие в записях известных актёров дополнительно подчеркивает значимость русского литературного наследия. Авторитет людей, которых можно часто видеть на экранах телевизоров и на театральных сценах, убеждает в необходимости досконально, внимательно и уважительно относиться к великим литературным произведениям. Сопоставление разных чтецких интерпретаций художественного текста поможет школьникам услышать разные голоса и разные культурные эпохи и актуализирует в их сознании поиск собственной читательской позиции в стереоскопическом поле интерпретаций текстов во времени и пространстве.

4. Гармонизация каналов восприятия читателя.

Сегодняшний школьник вырастает в пространстве медиа-образов, в котором в наибольшей степени задействованы визуальные каналы восприятия информации. С одной стороны, аудиохрестоматия активизирует аудиоканал обучающегося, восстанавливая баланс между человеком слушающим и человеком смотрящим. С другой стороны, прослушивание текста побуждает к чтению книги и возвращает читателя вновь и вновь к тексту произведения с целью поиска художественного и личностного смысла в искусстве и жизни.

5. Обеспечение доступа к художественной информации учащимся с ограниченными возможностями.

Проект обладает не только культурным и образовательным, но и медицинским значением. Учёными доказано, что активное восприятие звука речи положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребёнка, краткосрочной и долгосрочной памяти. «Аудиохрестоматия» также даёт возможность получить доступ к литературному наследию и людям с ограниченным зрением.

6. Повышение культурного и образовательного статуса России в мировом сообществе.

Созданный медиаресурс может активно использоваться для популяризации российской культуры за рубежом, в частности, в странах СНГ с высокой долей русскоязычного населения. Методическое оснащение аудиохрестоматии будет способствовать распространению опыта педагогов в сфере литературного образования не только в России, но и за рубежом, что, по замыслу авторов проекта, повысит статус литературы как учебного предмета и чтения как базовой национальной ценности россиян.