«Аудиохрестоматия»

Борис Годунов

Время создания: 1825 г.
10 класс

Пушкин Александр Сергеевич

Зворыкин Б.В. Иллюстрация к трагедии (1925)

Зворыкин Б.В. Иллюстрация к трагедии (1925)

Отсортировано по главам по исполнителям
iOS Борис Годунов - отрывок Яхонтов В. 423

О произведении

Сей муж знаменитый находился тогда в полном цвете сил, в полной силе телесной и душевной, имел 32 года от рождения. Величественною красотою, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительным превосходя всех вельмож, Борис не имел только ... добродетели; хотел, умел благотворить, но единственно из любви ко славе и власти, видел в добродетели не цель, а средство к достижению цели; если бы родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших венценосцев в мире; но рожденный подданным, с необузданной страстию к господству, не мог одолеть искушений, там, где зло казалось для нее выгодою, - и проклятие веков заглушает в истории добрую славу Борисову.
(Н.М. Карамзин)
 
Вдохновлённый «Историей государства Российского», Пушкин обращается к одному из самых тяжёлых периодов в российской истории – «смутному времени». Размышления на тему царствования Бориса Годунова, первого избранного царя, вступившего на престол после смерти последнего из Рюриковичей, появления Лжедмитрия, самозванца, выдающего себя за чудом спасшегося наследника Ивана Грозного легли в основу пьесы. В 1829 году историком Погодиным было найдено уголовное дело комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели царевича Дмитрия, которое доказывало непричастность Годунова к его смерти. На сегодняшний день у этого исторического эпизода существует множество истолкований и множество последователей самых разных версий. Однако в истории литературы имя Годунова, благодаря великому произведению Пушкина, остаётся неразрывно связано со злодейством.
 
Главной темой драмы стало размышление о власти и её непременной связи со злом, роли личности в истории, ответственности власти перед народом и источнике этой власти. Движущие силы истории, внутренний мир человека, судьба народов  и история страстей отражены в смешении комических и трагических эпизодов. Пушкин стремился преодолеть законы поэтики классицизма, представив на суд публики совершенно новую пьесу, открывшую долгую дорогу реализма на русской сцене.
 
В 1869 году вышла одноимённая опера М. Мусоргского. Первая постановка пьесы состоялась в 1870 году на сцене Мариинского театра. Объёмные, многозначные, яркие образы трагедии Пушкина стали классикой актёрского репертуара.